ТОП 10 лучших статей российской прессы за Dec. 1, 2025
Миллион за «лошадь»
Автор: Марина Басович, Марина Гусенко. Российская Газета
Как повышение утилизационного сбора с 1 декабря повлияет на российский авторынок
С сегодняшнего дня авторынок ожидают большие перемены. Теперь размер утильсбора для физлиц зависит не только от объема двигателя автомобиля, но и от его мощности. При частном ввозе ничего не изменится для машин мощностью ниже 160 л.с., ввозимых для собственных нужд.
"Утилизационный сбор будет формироваться на основании как типа, так и объема и мощности двигателя, которая может влиять на поправочный коэффициент по прогрессивной шкале, - отметил глава минпромторга Антон Алиханов. - Но еще раз хочу обратить внимание, что мы не распространяем повышенный утилизационный сбор на физлиц, которые ввозят автомобили до 160 л.с. Если посмотреть на текущий парк автомобилей в стране, то почти 80% текущего парка автомобилей - это автомобили до 160 л.с.". То есть порядка 80% потребителей реформа утильсбора не затронет.
Льгота обеспечивает доступ к самым массовым и востребованным у населения сегментам зарубежного автомобильного рынка, подчеркнул министр. "Что касается влияния на цены, то мы внимательно анализировали и анализируем влияние наших решений в части индексации этих сборов на доступность автомобилей для граждан. Видим, что во многом на колебание стоимости автомобилей оказывают волатильность курса валют, затраты на логистику, ну и, конечно, очень существенную роль влияет ставка автокредитования", - сказал Антон Алиханов.
Нововведения, несомненно, могут сказаться на стоимости частного ввоза автомобилей с мощностью свыше 160 л.с. "Особенно это будет касаться санкционных иномарок. То есть, по сути, тех брендов, которые три года назад приняли решение об уходе с рынка, в одностороннем порядке, переложив ответственность по обслуживанию находящейся в эксплуатации техники на своих российских преемников", - заявил он.
Например, владельцы BMW X5, Hyundai Palisade и других мощных моделей будут платить 1,8-2,7 млн руб., рассказал "РГ" основатель международного сообщества собственников автобизнеса KIR AVTO Кирилл Митин. Изменения не коснутся таких машин, как Kia Rio, Hyundai Creta, Volkswagen Polo и подобных. А отразятся на стоимости Toyota RAV4, Hyundai Tucson, BMW 3-series, премиальных и люксовых моделей (BMW X5/Mercedes GLE, Porsche Cayenne). "На 8-10-летние машины изменения почти не повлияют, потому что перемены в стоимости всегда сильнее отражаются на новых автомобилях и на проходных 3-5-летних, которые чаще всего завозили", - добавил Митин.
Цель реформы - сбалансировать рынок. Во-первых, борьба с "серым" импортом. Реформа поставит крест на схемах, когда физлица массово ввозили машины для последующей немедленной перепродажи, минуя дилерские сети и гарантийные обязательства. Только за этот год доля ввозимых физлицами автомобилей кратно ощутимо выросла. Если в I квартале 2021 года она составляла 23%, то в I квартале 2025 года - уже 57%. "Мы видим, что сформировались искусственные преимущества для ввоза физлицами по сравнению с ввозом официального рынка и дилерами, - отмечает глава минпромторга. - Если в III квартале 2024 года у нас доля ввоза частными лицами была примерно 37% от общего объема импорта новых автомобилей, то по итогам III квартала текущего года этот показатель вырос выше 76%". Существенно изменилась структура импорта, отметил министр.
"Для нас это прямой показатель ухода рынка в серый нецивилизованный сегмент, в котором участники этого процесса также пренебрегают уплатой положенных налоговых платежей, по сути, являясь полноценными коммерческими игроками. Это также стало предпосылкой для формирования нового подхода к расчету утильсбора", - отметил министр.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

